понедельник, 25 октября 2021 г.

Не хочу, чтобы это повторилось

 Всем доброго дня!

Сейчас слова "дистанционная/удаленная  работа", "фриланс" стали уже обыденными, и даже официальное понятие удаленной работы появилось в трудовом законодательстве, а год назад о них почти ничего не знали....


В октябре прошлого года в отличном настроении, хорошо отдохнувшая и набравшаяся крымских впечатлений  я пришла на работу. И вдруг как удар током, как приговор - сообщение о количестве заболевших в нашей организации за три недели, пока я была в отпуске. Ноги ватные, разум отказывает, слов не нахожу, а коллектив ждет, что я предприму. Но выход был очевиден - удаленная, дистанционная работа. Так началась "удаленка", а в свои кабинеты мои сотрудники и я вернулись только к 1 марта 2021 года.

Многие прошлой зимой испытали этот способ работы, по решению руководства или добровольно стали фрилансерами. Для меня это было непривычно, даже трудно. Ведь в отделе я могла зайти в любой кабинет, подойти к сотруднику и "через плечо" увидеть результат выполнения задания. Если возникала необходимость, могла собрать всех и провести совещание, обсудить возникшую проблему, снять трубку и поговорить с коллегой из другого региона,  позвонить в Москву наконец...



Ноутбук, стационарный и мобильный телефон, электронная почта и WhatsApp на долгие четыре месяца стали главными инструментами в моей работе. До этого я не представляла, как можно руководить сотрудниками на расстоянии, да и сейчас с трудом понимаю, как мне это удавалось. 



В чем увидела минусы: 

1) рабочий день утрачивает четкие границы, понятие начала и окончания рабочего дня, обеденного перерыва размываются (видела, что некоторые файлы создаются/сохраняются сотрудниками поздно вечером). Лично я старалась строго следовать рабочему распорядку, приступать к работе в 8 утра, обедать с 12 до 13, выключать ноутбук в 17 вечера; 

2) начинают сочетать домашние дела (утром закинуть стирку и включить машину,  поставить в мультиварке бульон, в обед пропылесосить и даже поставить в духовку кекс...сама так тоже делала!) и рабочие обязанности;

3) дома много "отвлекающих факторов" (то внучка, то котики...) и возникает эффект отложенной работы, то что можно сделать за час - делается с большими затратами времени;

4) возникли сложности с "постановкой задачи" (сложно коротко написать то, что можно сказать парой фраз; от разговора по телефону  эффект конечно выше, но тоже не гарантирует, что тебя правильно поняли. К концу четвертого месяца я ненавидела телефон!);

5) отсутствие коммуникации, невозможность просто поговорить с коллегами (только диалоги по телефону или скайпу), даже если организовать видеоконференцию, то и это не заменит живого общения; 

6) и, наконец, сидячий образ жизни, близость кухни и холодильника сказались на многих сотрудниках. Лично я прибавила 5 кг, и до сих пор не могу от них избавиться. 

Но в качестве "жирного плюса" отмечу, что за этот период ни один сотрудник моего отдела не заболел, так как контакты были сведены к минимуму. И этот плюс перевешивает все минусы удаленной работы. Ведь здоровье никто не подарит и купить его невозможно.

К плюсам также отнесу:

1) экономию времени на дорогу утром и вечером, а это не много ни мало три часа и возможность утром поспать подольше; 

2) экономию времени на покупках и поездках в магазины - почти всё покупалось в интернет-магазинах;  

3) свежеприготовленная домашняя еда по вечерам для всей семьи (а не пельмени или разогретая еда из микроволновки, оставшаяся с прошлого ужина);

4) и конечно больше времени можно выделить для вышивки (а чем еще занять себя долгими вечерами, когда театр, выставки, кино - были под запретом, а поехать к подруге нельзя, т.к. там старенькая мама!).

Сейчас ситуация прошлого года повторяется: мое возвращение из отпуска вновь совпало с ростом заболевания в нашем городе, но благодаря вакцинации в нашей организации заболевших в разы меньше, чем в прошлом году. Не хотелось бы вновь оказаться "на удаленке", не хочу всеобщего локдауна, и "нерабочие дни" тоже не хочу. Хочу жить и работать нормально, как прежде!  Ходить в театр, на выставки, на концерты, в гости, наконец!!! Но неблагоприятная обстановка диктует сценарии поведения... 

А в чем видите вы плюсы и минусы удаленной работы? Согласны ли вы так работать и жить?

Ваша Ta_gorочка

20 комментариев:

  1. Таня, а я сегодняшнего дня на удаленке. Для меня это не лучший вариант. Работы в офисе много, ведь потом офисные дела приходится решать снова, возвращаться к ним. Для меня лучше быть в офисе, это несомненно!
    Соглашаюсь с плюсами и минусами, которые ты описала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я пока на работе, на удаленку не хочу, хотя мои сотрудники не против :). Работу никто не снимет и не отменит, повторение прошлого года - это самый плохой сценарий из всех возможных!.

      Удалить
  2. Я обожаю удалёнку, потому что не очень люблю людей. Но только если удалёнка у меня одной, а не у всех детей тоже. :) Когда дважды сидели по 3-5 месяцев в локдауне, вот тогда и стало прям скучновато, хотелось уже в офис, чтобы люди, разговоры, дела, движение. А так в целом прям очень люблю. Рада, что сейчас эта возможность стала более доступна для многих. У нас 9 из 10 совещаний, конференций, собраний, семинаров перешли в онлайн. Это экономит массу денег и времени. Хотя и не хватает того, что происходило между пленарными сессиями и после них. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, да, когда дети дома - это не работа! У нас сейчас тоже почти все семинары, совещания, конференции с вышестоящей организацией, с районами, с руководством проходят в режиме видеоконференцсвязи.
      Я писала о сотрудниках отдела, с ними я в контакте каждый день! Так проще ставить задачу, контролировать процесс и результат...это ежедневная работа. Тут ВКС не поможет. Конечно, есть люди, кто сразу понимает, что должно получиться в итоге...но есть и другие, по словам им трудно понять, что я жду от них в итоге.
      Это как тестирование, когда по словесному описанию (подробному) люди рисуют что изображено на картине - у всех получается совершенно разный результат, даже если вся картинка состоит из геометрических фигур :) :)
      А так можно работать, если работа однотипна, каждый день повторяется и ее не надо контролировать каждый день.

      Удалить
    2. Таня, я думаю, что сложность удаленки еще и от типа работы зависит. У меня, к примеру, творческая, мне проще дома работать, а вот когда так, как описываешь ты, тогда да, намного проще в офисе. Ну и существенный плюс - мой начальник со мной 24 часа в сутки :))))) Ой, плюс ли это? :))))

      Удалить
    3. Наташа, я всю жизнь мечтала о творческой работе! В 90-х полтора года "была в свободном плавании", работала на себя, придумала куклу и шила ее, но сложности с реализаций были. Стала вязать, но та же проблема - кому продать? Стала вязать и шить на заказ - но шить платье за полмешка муки ( в то время везде был "бартер"!), или за 2 кг сливочного масла, украденного в школьной столовой - меня это коробило и просто стало напрягать постоянная домашняя обстановка, потянуло в коллектив и в 93 устроилась на работу. Тут все было просто и понятно, не надо было думать о хлебе насущном, вся с головой ушла в новую работу, была простым сотрудником, через 5 лет назначили начальником совсем другого отдела - и снова в работу с головой и до сих пор мне нравится то, что я делаю.

      Удалить
  3. Танюш, мне проще - я почти всю жизнь на удаленке :)) Наша квартира - наш офис. И у мужа, и у меня. Я скажу за себя - мне так комфортнее. При том, что я очень общительный человек, офис ощущаю, как пустую трату времени. Меня там все отвлекает от продуктивной работы. Помню, что на одном из моих предыдущих мест работы я поставила условие, что выхожу только на 2-3 дня в неделю - мне этого достаточно, чтобы сделать недельный объем работ. А дома... я не воспринимаю смешение дел как "размытие" трудового процесса. Для меня трудовой процесс - сел за комп = пришел в офис. Моя работа не предполагает 8 часового непрерывного процесса. Я работаю быстро. Но чтобы оценить проделанное, мне нужен "незамыленный взгляд". Поэтому я пью кофе, занимаюсь другими делами или даже проектами, потом возвращаюсь к предыдущему и работаю с новыми силами. Моя жизнь не поделена на "работа-дом", она цельная с переключением между делами. Работа - как одно из дел. Мы же не разделяем готовку-уборку-магазины. Это все для нас "домашние дела". Это восприятие жизни в целом. Так же и у мужа. Сейчас дочь "на работе" с утра до обеда. Я привыкла, что дома полно людей (включая детей и их друзей), меня это не отвлекает, т.к. каждый занимается чем-то своим.
    Хотя понимаю, как сложно перестраиваться тем, кто всегда "ходил на работу", если бы меня сейчас насильно выпихнули в офис, я бы тоже была не рада :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, у тебя совсем другое поле деятельности и другой уклад жизни. Ты сама пишешь, что работа и дом у тебя не делятся. А у меня все четко - работа это офис, дом - это...дом! Я так работаю всю жизнь! Менять что-то мне уже не к чему, хотя если на пенсии нечем будет заняться, то может быть тогда найду что-то, чтобы работать дома...
      И у меня отдел - 15 человек сотрудников. Я начальник, т.е. организатор и контролер в одном лице... а получается ерунда, если все сидят по домам и работают по какому-то своему графику, как связать все в единый рабочий процесс?!!
      Поэтому не хочу никаких локдаунов, нерабочих дней, карантинов и т.п.

      Удалить
  4. Я так работаю уже с 2007 года. И ничего, выжила :-) А последние 7 лет работаю даже из другой страны. Тоже пережила :-) Мне нравится, что нет транспорта, толп людей, обедов не тем и не с тем...
    Правда у меня не было сотрудников. Но есть клиенты и свой собственный бизнес. Сложнее это или легче - не знаю. Но не поработаешь - не поешь... А ещё есть контакты с гос.органами. Это отдельная тема...
    Минусов для меня нет. Когда начинала, было сложно. Работала по 16 часов. Всё не остановиться было. А потом пришло понимание, что так быть не должно. Усталость взяла своё. Поэтому тогда я стала чётко следовать режиму. Не более 8 часов в день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, у тебя сове дело, свой бизнес и нет сотрудников. Если бы я работала на себя, или была простым сотрудником, то тогда конечно - работа в пределах дома или в любой точке земли - это благо!
      По хорошему завидую тем, кто работает вот как ты, не тратя попусту время и нервы, не отчитываясь ни перед кем "о проделанной работе", не принимая во внимание ничьих проблем, болезней (это я о сотрудниках), рассчитывая на свои силы и возможности.
      Иной раз мне легче выполнить пустяшную работу самой, чем долго объяснять как ее сделать и ждать результат, но так "не положено", это не входит в функции начальника, мое поле - организация процесса, обеспечение процесса и контроль за процессом... Другого в моей трудовой жизни уже не будет, поздно!

      Удалить
    2. Таня, да, права ты... У меня совсем другой опыт. Как-то давно, встал вопрос о расширении. Я уже не справлялась с тем количеством клиентов, которые у меня были. Я бухгалтер и вела 50 организаций. В те времена еще только электронная отчетность в налоговую начиналась, в фонды и статистику не было. Была у меня знакомая, очень хорошая девочка, которая могла бы работать на меня. Но я не рискнула. Иметь в подчинении сотрудников я не захотела. И сейчас понимаю - правильно сделала. Да, можно было бы больше заработать, но какой ценой? В итоге муж стал помогать, так и работаем вдвоём до сих пор. Хотя клиентов уже в десять раз меньше и сами они меньше))
      Мне с мужем-то было сложно работать. Сколько скандалов! Я вот совсем не руководитель, да и терпением не отличаюсь. Так что очень тебя понимаю, как сложна твоя работа и ситуация. Терпения тебе огромнейшего!

      Удалить
    3. Оля, спасибо! Пока держимся на плаву, "нерабочие оплачиваемые дни" отработали не всем составом, а по очереди. Но это всего три дня и на рабочем процессе они не отразились.

      Удалить
  5. Таня, ты очень хорошо и четко описала минусы и плюсы. Для меня самым главным минусом было то, что я не могла остановится. Я набрала в прошлое лето столько проектов, что спала по пять часов в день, вставала в шесть и садилась за комп, в течении дня были редкие перерывы на приготовить, ела за компом и работала до 12 ночи. И вот зачем? Не понятно, называется хапнула фриланса.) Потом поняла, что надо себя притормозить и всех денег не заработать.) Зато большой плюс, подконтрольные дети, сразу у всех выросла успеваемость и в музыкалках тоже, просто от одного моего присутствия дома. Еще огромный был плюс, что я могла с утра бегать и делать зарядку, сейчас я этого не успеваю делать, приходится делать вечером, и то в те дни когда я не валюсь от усталости. Ну и самый приятный бонус, это рукоделие во всех перерывах.)))
    Но я тебя прекрасно понимаю, сейчас я даже против вот этих длинных выходных, потому что приходится на этой неделе, брать объем за две, и это я точно уверена, что буду и на удаленке работать тоже. Дома я стараюсь не работать, если работаю в офисе, но иногда ничего не поделаешь.
    Тебя как руководителя очень понимаю, и без хорошей команды в локдаун приходится тяжко. У нас, слава богу, сейчас просто идеальная команда, за редким исключением, все всё делают быстро и не подводят друг друга, мы даже за удаленку смогли нарастить обороты, что сами удивились.)
    Таня, в какой области ты работаешь? очень интересно.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, знаю из твоих публикаций, что ты работала дома. Да, я тоже внучку контролировала, кормила обедом вовремя, садила делать уроки, помогала, если нужно было. У нас был пятый класс, т.е переход из начальной школы в общую - новые предметы, учителя - конечно возникли сложности у ребенка. Поэтому от того, что я была дома - Катя только выиграла.
      Что касается команды, коллектива, то как в любом коллективе - есть те, кто "везёт" и те кто "перекладывает". Это я четко увидела, когда работали удаленно. Работу должны выполнить двое - один все сделал через час, другой будет тянуть резину, пока не получит волшебный "пинок".
      А моя работа - это государственная служба, отдел занимается ведением базы данных, на основе сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Т.е. ежедневно идет наполнение базы, актуализация сведений. Вся система статистики построена на использовании для организации наблюдений этой базы данных, а чтобы это можно было реализовать - каждому объекту присваиваются коды по общероссийским классификаторам, имеется целая система признаков, меток, позволяющих формировать нужные совокупности объектов наблюдения. Поэтому мы работаем как с органами регистрации, так и с другими госорганами (получаем дополнительно информацию), и нашими отраслевыми отделами нашей организации, с главным межрегиональным центром в Москве...
      Лиза, я работаю в Управлении статистики!

      Удалить
    2. Ого, ну у вас конечно область супер подконтрольная и четкая, так сказать. В последнее время я просто мечтаю о такой структурированной работе, слишком много форс мажоров.) И да, звонки по телефону просто убивали на удаленке.)))

      Удалить
    3. Да, работа строго регламентированная, ежедневная, человеческий фактор не исключается, т.е нужен контроль!
      Лиза, а где ты работаешь?

      Удалить
  6. Я не работаю. У меня мой местный локдаун начался в 2018 г, когда я села дома, ухаживая за отцом. Сначала рвалась, пыталась хоть в выходные выбраться. Потом привыкла. Сейчас опять сижу из-за московских масштабов заболеваний. Плохо это. Затягивает. Я уже реально с трудом во внешний мир выползаю, это пугает. Но мир так изменился, тьфу. Тем более в огромном мегаполисе. Всего боишься, потому что рядом все болеют. И не знаешь как это тебя заденет. Хочу в тот, прошлый мир...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, я тоже хочу туда, где не было никаких ограничений!
      Согласна, затягивает, в прошлом году я пробыла дома все холодные месяцы, так были недели (не дни, недели!), когда из дома выползала только чтобы отгрести снег от крыльца...
      Не хотелось ничего, даже гулять и дышать свежим воздухом, что было безопасно с т.з. ковида. Конечно хотелось в театр, но много смотрела из выложенного бесплатного, в т.ч. и прямые трансляции, а так все вечера вышивка и телевизор!

      Удалить
  7. Можно посочувствовать всем, кого эта пандемия заставила поменять привычный уклад жизни. Это всегда сложно: приспособиться, перестроиться, мотивировать себя, заставить. Только люди, привыкшие к организованности, будут по-прежнему организованы, но и то не факт)
    Перечисленные тобой плюсы, Танюша, - жирные плюсы, особенно первый, о здоровье. Все остальные тоже в пользу удалёнки. Но руководить большим коллективом удалённо - это наверняка ужас ужасный, я сама никогда не руководила больше чем тремя продавцами)) тем не менее тебя понимаю. Держитесь! И пусть эта болячка наконец уходит от нас, достала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, ты сто раз права - нужно было перестроиться самой и перестроить ВСЮ работу. Но ведь справились. Конечно очень рада, что никто не заболел и ради этого стоило ломать привычный порядок!
      А с людьми работать и трудно и интересно: все разные, у каждого есть обстоятельства, которые он считает исключительными и которые могут дать какие-то преференции...например, ходить в отпуск только летом! Или чаще других отпрашиваться к врачу! Вот тут и проявляешь "талант" руководителя.

      Удалить