Всем мой пламенный привет!
Продолжаю рассказывать о пригородах Санкт-Петербурга.
Контрасты погоды в этом году никого уже не удивляют. То жара стоит, то вдруг дожди и похолодание. На прошлой неделе у нас температура была от +17 (с дождями и грозами) до +31... Примерно так же было и во время нашей поездки в Санкт-Петербург. Поэтому выезды в пригороды мы старались планировать на "хорошую погоду".
В Павловск мы поехали 25 июня, это был предпоследний день нашего пребывания в СПб. Если бы съездили раньше, то наверное вернулись бы еще раз. Осмотреть и парк и дворец за один день нереально. Ну или пропустишь много интересного.
Земли села Павловское в долине речки Славянки Екатерина II выкупила из казны и подарила своему сыну, великому князю Павлу Петровичу. Началом строительства дворца в с. Павловское считают 1777 год. В это время закладывают Большой дворец и начинается разбивка парка. Однако Павел Петрович для своей великокняжеской резиденции избирает Гатчину, а с. Павловское дарит жене - Марии Федоровне.
В 1781-82 гг. великокняжеская чета путешествует по Европе инкогнито, под именами графа и графини Северных. Мария Федоровна в этом путешествии приобретает для будущего дворца мебель, ткани, фарфор и бронзу, картины, шпалеры, скульптуры. По её приказу делаются зарисовки лепных украшений и росписи, которые потом использовались для украшения дворца. Строительством дворца занимался Чарльз Камерон. Мария Федоровна и Павел Петрович постоянно вмешивались в процесс, что приводило к конфликтам с Камероном. И после коронования Павла I придворным архитектором был назначен Винченцо Бренна, которому была поручена перестройка Павловского дворца.
Экскурсия по дворцу начинается в Египетском вестибюле, который украшают двенадцать статуй, по образу Осириса. У ног статуй находятся различные орудия труда, отражающие занятия людей в разные месяцы года.
Медальоны со знаками зодиака и роспись потолка амурами, изображающими аллегории времен года - устанавливают связь внутреннего убранства с окружающей природой.
Увлечение египетскими мотивами в Европе началось после Египетского похода Наполеона. В архитектуру прочно входит новый стиль - ампир.
Поднявшись по лестнице попадаем в Итальянский зал. Огромный купол с круглым окном в центре, ниши со статуями Венеры, Бахуса, Купидона, мрамор, роспись, барельефы, бронзовые светильники в виде волторн... Кажется, что это палаццо где-то на побережье Адриатического моря.
Зал служил парадной приемной, тут же проводили и парадные обеды, тогда на втором ярусе располагались музыканты.
Хочу отметить, что дворец и пристроенные к нему полуциркульные флигели образуют "подкову" и это определяет внутреннее строение отдельных помещений. Например, библиотека Карла Росси - это вытянутая по дуге большая комната, стоя в дверях которой, видишь только часть противоположной стены. Мебельное убранство - уникальное явление в истории мебельного искусства в России, ярчайший пример использования встроенной мебели. Вдоль изогнутых стен и торцевых стен - сплошная линия из 19-ти книжных шкафов, а в простенке окон - пять подоконных витрин. Вся мебель изготовлена в мастерских Петербурга по проекту Карла Росси из волнистой карельской березы. В центре - витрины с коллекциями медалей, монет, минералов. Тут же хранятся гербарии, чертежи, гравюры... В центре большой круглый стол для занятий. Дополняют убранство скульптуры и бронзовые украшения.
Я бы не отказалась побыть тут подольше и все хорошенько рассмотреть. Кажется сюда есть отдельная экскурсия, в следующий раз обязательно узнаю об этом заранее.
Во время нашего посещения в библиотеке были размещены портреты Павла I, Марии Федоровны, Петра III.
А также парадный портрет Павла I, где атрибуты государственной власти - Большая имперская корона, скипетр и лежащая на троне держава, соседствуют с мальтийскими регалиями - Павел одет в далматик Великого магистра Мальтийского ордена, на груди восьмиглавый мальтийский орден-крест.
Во дворце очень много портретов его владельцев, вот еще один портрет Марии Федоровны в кабинете Павла. Она была второй супругой Павла, и звали ее София Мария Доротея Августа Луиза фон Вюртембергская. Приняв православие, она стала Марией Федоровной и прожила с Павлом в браке почти 25 лет, родила 10 детей.
Мария Федоровна любила токарное дело, она сама изготовила в подарок супругу письменный набор, выточила из слоновой кости ножки для стола, в коллекции дворца есть камеи изготовленные Марией Федоровной. Вот тот самый стол и на нем прибор письменный...
Живопись и рисунок, вышивка и рукоделие, цветоводство (рядом со дворцом есть Собственный садик Марии Федоровны) и чтение книг (многие книги в ее кабинете имеют закладки и пометки, сделанные ею).
А еще открытие женских школ, ремесленные классы и воспитательные дома. Рано утром Мария Федоровна могла надеть простое платье и отправиться в молочный домик. Сама она коров не доила, наверное, но любила приносить парное молоко и угощать всех с теплым хлебом...
Об этом факте напоминает макет коровы, на территории парка.
В числе парадных покоев есть парадная спальня, Павел и Мария Федоровна здесь не спали, но так было принято в то время - иметь парадную спальню.
Картинная галерея от всех дворцов отличается "развеской" картин, которые занимают простенки и часть торцевых стен. Тут же многочисленные светильники, бронза, вазы...все от лучших французских мастеров.
Из танцевального малахитового зала, украшенного каминами и арками, через два тронных зала попадем в большой танцевальный, где также проходили парадные обеды.
Огромное пространство, расширяющееся за счет потолочной росписи. И если двигаться от края зала к центру, то колонны, нарисованные на потолке начинает "расти", увеличиваются - проверила и этот эффект действительно есть!
Не миновала обитателей Павловского дворца увлеченность античным искусством. В большом зале представлена целая коллекция античных скульптур, как копий, так и подлинных. Некоторые со следами войны... Тут же рядом со скульптурами мраморные урны (саркофаги) с прахом (!), и представлены они не одним экземпляром...тоже мода того времени.
Потолок в этом зале, как и во многих других Павловского дворца, выполнен в технике гризаль.
Парадные залы лишь часть дворца, основная жизнь его обитателей проходила в комнатах первого этажа, тут же расположены личные покои Марии Федоровны, но туда надо было брать отдельный билет, а мы об этом не знали.
Мы увидели только небольшую часть общих комнат. Столовая, в отличие от парадной совсем небольшая. Украшения - зеркала и картины.
Одна из жилых комнат вся в портретах членов семьи (у Павла и Марии Федоровны было 10 детей!). Она визуально поделена на две половины - мужскую, с портретом Павла, где он проводил вечера с сыновьями и женскую - для Марии Федоровны с дочерьми. Чувствуется домашняя обстановка, где можно было заниматься чтением, игрой в шахматы, вышивкой и просто разговаривать...
Сфотографировать так, чтобы комната была видна вся невозможно, вокруг люди и комната не слишком просторная... Но я все же попыталась сделать фото огромной картины.
Тут вся семья! Конечно экскурсовод назвала всех изображенных, живых и тех, кого в момент написания уже не было на этом свете.
Я порылась и нашла изображение и описание этой картины в Википедии...
Итак, Портрет Павла I c семьей. 1800 год (за год до убийства Павла I). Художник Герард фон Кюгельген.
На картине слева направо изображены: вел. кн. Александр Павлович в мундире Лейб-Гвардии Семеновского полка, опирающийся на пьедестал с бюстом Петра I, рядом с ним стоит вел. кн. Константин Павлович в мундире Лейб-Гвардии Конного полка; дальше прислонился к коленям матери-императрицы Марии Федоровны маленький вел. кн. Николай Павлович. За фигурой сидящей императрицы стоит вел. кн. Екатерина Павловна, а в центре композиции, за арфой изображена вел. кн. Мария Павловна. За ней в тени деревьев находится колонна с бюстом умершей в младенчестве вел. кн. Ольги Павловны. Далее, опершись на колени императора Павла I (в мундире Преображенского полка), стоит младшая дочь - вел. кн. Анна Павловна. У подножия кресла на земле сидит ребенок - вел. кн. Михаил Павлович. У правого края картины стоят вел. кн. Александра и Елена Павловны.
Что еще в Википедии об этой картине:
- Кюгельген работал над портретом в 1799-1800. В Отделе рисунков Государственного Эрмитажа хранится подготовительный рисунок пером (инв. № 40419) с расхождением в деталях. Более близкий к окончательному варианту рисунок экспонировался в 1911 в Риге (настоящее местонахождение неизвестно). Портрет предназначался для личных комнат императора в Павловском дворце.
- Обращает на себя внимание анахронизм в изображении мундиров Александра и Константина. Их фрачный покрой с очень высоким стоячим, открытым спереди, воротником был введен Александром I только в 1801. Нововведение в покрое легко обнаружить при сравнении формы старших сыновей с костюмом Павла I. Это обстоятельство указывает на то, что "Семейный портрет" частично переписывался художником после смерти Павла I. В рукописном Каталоге картин Павловского дворца, составленном в 1925 В. Зубовым, имеется указание, что на эту несообразность обратил внимание еще император Александр II. При исследовании картины в инфракрасных лучах было обнаружено, что картина действительно переписывалась, и первоначально формы Александра и Константина выглядели иначе.
На этом наша экскурсия закончилась. Но в следующий раз я обязательно куплю билеты в собственные покой Марии Федоровны, где она продолжала жить уже будучи вдовствующей императрицей, в Собственный садик и конечно больше времени проведу в парке.
О павловском парке мой рассказ в следующий раз.
PS. для тех, кто переживал за котика, с ним все хорошо, хозяйки вернулись с гор и он теперь не один!
Всем хорошего августа,
ваша Ta_gorочка
Комментариев нет:
Отправить комментарий